Способы избежания нарушения валютного законодательства при осуществлении операций по экспорту и импорту товаров

Адвокат, старший юрист

Юридической компании «NOBILI» Меше Алексей


Способы избежания нарушения валютного законодательства при осуществлении операций по экспорту и импорту товаров


В Украине нормативно-правовым актом, который определяет правовые основы осуществления валютных операций, валютного регулирования и валютного надзора, права и обязанности субъектов валютных операций и уполномоченных учреждений и устанавливает ответственность за нарушения валютного законодательства является Закон Украины
«Про валюту и валютные операции» (Закон). В соответствии со статьей 11 Закона валютный надзор в Украине осуществляется органами валютного надзора и агентами валютного надзора.


Валютный контроль осуществляется органами валютного надзора и агентами валютного надзора с целью установления соответствия осуществляемых валютных операций валютному законодательству с учетом риск-ориентированного подхода.


Органами валютного надзора в соответствии с настоящим Законом Национальный банк Украины и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику. Органы валютного надзора в пределах своей компетенции осуществляют надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства.


Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую политику, осуществляет валютный контроль за соблюдением резидентами (кроме уполномоченных учреждений) и нерезидентами требований валютного законодательства.

Уполномоченные учреждения при проведении ими валютных операций осуществляют непосредственный надзор за выполнением требований валютного законодательства резидентами (кроме других уполномоченных учреждений) и нерезидентами, осуществляющими валютные операции через эти уполномоченные учреждения.

 

При проведении проверок по вопросам соблюдения требований валютного законодательства органы валютного надзора вправе требовать от агентов валютного надзора и других лиц, которые являются объектом таких проверок, предоставление доступа к системам автоматизации валютных операций, подтверждающих документов и другой информации о валютных операциях, а также объяснений относительно проводимых валютных операций, а агенты валютного надзора и другие лица, которые являются объектом таких проверок, обязаны безвозмездно предоставлять соответствующий доступ, объяснения, документы и другую информацию.

В случае выявления нарушений валютного законодательства органы валютного надзора вправе требовать от агентов валютного надзора и других лиц, которые являются объектом таких проверок и допустили такие нарушения, соблюдения требований валютного законодательства и применять меры воздействия, предусмотренные законом.

В случае выявления агентом валютного надзора нарушения субъектом валютной операции валютного законодательства агент валютного надзора предотвращает проведению такой валютной операции и информирует о такой валютную операцию орган валютного надзора.

Органы валютного надзора обмениваются информацией о выявленных нарушений валютного законодательства, полученной ими при осуществлении валютного надзора, с целью реализации полномочий в сфере валютного регулирования и надзора.

За невыполнение обязанностей, установленных настоящим Законом, а также за нарушение прав резидентов и нерезидентов органы валютного надзора и агенты валютного надзора, их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Украины.

Согласно части первой статьи 13 Закона Национальный банк Украины имеет право устанавливать предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров.

Такие сроки были установлены Постановлением Правления Национального банка Украины 02.01.2019 года № 5 «Об утверждении Положения о мерах защиты и определение порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте». Так, согласно пункту 21 раздела II такого Положения предельные сроки расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров составляют 365 календарных дней.

Стоит отметить, что установлены и предельная сумма, достижение которой происходит и обязательный финансовый мониторинг.

Так, в статье 20 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» определено, что финансовые операции являются пороговыми, если сумма, на которую осуществляется каждая из них равна превышает 400 000 гривен (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, — 30 000 гривен) или равняется или превышает сумму в иностранной валюте, банковских металлах, других активах, эквивалентное по официальному курсу гривни к иностранных валют и банковских металлов 400000 гривен на момент проведения финансовой операции (для субъектов хозяйствования, которые предоставляют услуги в сфере лотерей и / или азартных игр, — 30 000 гривен).

Также, согласно части второй статьи 13 Закона в случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по операциям резидентов по экспорту товаров денежные средства подлежат зачислению на счета резидентов в банках Украины в сроки, указанные в договорах, но не позднее срока и в объеме, установленных национальным банком Украины. Срок выплаты задолженности исчисляется со дня таможенного оформления экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ, услуг, прав интеллектуальной собственности и (или) других неимущественных прав — со дня оформления в письменной форме (в бумажном или электронном виде) акта, счета (инвойса ) или иного документа, удостоверяющего их предоставления.

В случае установления Национальным банком Украины предельного срока расчетов по операциям резидентов по импорту товаров их поставка должна осуществляться в сроки, указанные в договорах, но не позднее установленного Национальным банком Украины предельного срока расчетов со дня осуществления авансового платежа (предоплаты).

В соответствии с пунктом 7 раздела II Постановления Правления Национального банка Украины от 02.01.2019 года № 7 «Об утверждении Инструкции о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров» Банк начинает отсчет установленных Национальным банком предельных сроков расчетов с даты:

1) оформление МД типа ЭК-10 «Экспорт», ЕК-11 «Реэкспорт» на экспортируемую (если продукция согласно законодательству Украины подлежит таможенному оформлению) или подписания акта или другого документа, удостоверяющего поставку нерезиденту товара в соответствии с условиями экспортного договора (если товар согласно законодательству Украины не подлежит таможенному оформлению) — по операциям по экспорту товаров;


2) осуществление платежа (списание средств со счета клиента), а в случае применения расчетов в форме документарного аккредитива — осуществление банком платежа в пользу нерезидента (списание средств со счета банка) — по операциям по импорту товаров.


Об ответственности и ее размеров за нарушение валютного законодательства при осуществлении операций по экспорту и импорту товаров, то стоит отметить, что в соответствии с частью пятой статьи 13 Закона нарушение резидентами срока расчетов, установленного в соответствии с настоящей статьей, влечет за собой начисление пени за каждый день просрочки в размере 0,3 процента суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара) в национальной валюте (в случае осуществления расчетов по внешнеэкономическому договору (контракту) в национальной валюте) или в иностранной валюте, пересчитанной в национальную валюту по курсу Национального банка Украина, установленному на день возникновения задолженности. Общий размер начисленной пени не может превышать суммы неполученных денежных средств по договору (стоимости недопоставленного товара).
Согласно части восьмой статьи 13 Закона центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, по результатам проверки взимает в установленном законом порядке с резидентов пеню.
В случае нарушения валютного законодательства при осуществлении операций по экспорту и импорту товаров, резиденты могут избежать применения санкций. Путями избежать является исключительно соблюдение валютного законодательства.

Так, согласно части шестой Закона в случае если исполнение договора, останавливается в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств, течение срока расчетов и начисления пени в соответствии останавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем ​​окончания действия таких обстоятельств.

Подтверждением возникновения и окончания действия форс-мажорных обстоятельств является соответствующая справка уполномоченного организации (органа) страны расположения стороны внешнеэкономического договора (контракта) или третьей страны в соответствии с условиями настоящего договора (контракта).

Согласно части седьмой Закона в случае принятия к рассмотрению судом, международным коммерческим арбитражем искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей вследствие несоблюдения нерезидентом срока, предусмотренного внешнеэкономическим договором (контрактом), или принятия к производству уполномоченным органом соответствующей страны документа о взыскании такой задолженности с должника-нерезидента в пользу резидента во внесудебном (досудебном) принудительном порядке срок расчетов приостанавливается со дня принятия к рассмотрению такого заявления (принятие к производству соответствующего документа) и пеня за нарушение срока в этот период не начисляется.

В случае принятия судом, международным коммерческим арбитражем решения об отказе в иске полностью или частично в части имущественных требований или об отказе в открытии производства по делу или об оставлении иска без рассмотрения, а также в случае признания документа о взыскании задолженности с должника-нерезидента таким, не подлежащим исполнению, недействительным, незаконным и т.д. и (или) закрытия (прекращении) производства без зачисления денежных средств на счета резидентов в банках Украины по такому документу срок, установленный в соответствии с настоящей статьей, возобновляется и пеня за его нарушение начисляется за каждый день просрочки , включая период, на который этот срок был остановлен.

В случае принятия судом, международным коммерческим арбитражем решения об удовлетворении иска уплате подлежит только пеня, начисленная до дня принятия искового заявления к рассмотрению судом, международным коммерческим арбитражем.

Еще одним способом избежать применения санкций является продление сроков расчетов центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере экономического развития, путем выдачи заключения.

Такой вывод представляется в соответствии с Порядком выдачи заключения о продлении предельных сроков расчетов по отдельным операциям по экспорту и импорту товаров, установленных Национальным банком, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 13 февраля 2019 под № 104.