Какой Кодекс о банкротстве будет принимать Верховная Рада

Практики:

В октябре Верховная Рада должна принять новый Кодекс о банкротстве. За полгода обсуждения его текст претерпел некоторые изменения. Что изменилось в кодексе за полгода, и какие перспективы открываются для бизнеса и физлиц в случае его принятия?

Октябрь 2018 года имеет все шансы подарить Украине новый кодекс о банкротстве, проект уже включен в повестку сессии Верховной рады. Напомним, что в марте разгорелись споры относительно целесообразности введения возможности банкротства физических лиц, по итогам обсуждения было сформировано более 1300 поправок, большинство из которых учтены.

Венцом обсуждений и показателем готовности общества к изменениям стала Международная конференция «Реформирование системы банкротства в Украине, учитывая лучшие мировые практики, — взрыватель инвестиционного бума и экономического прорыва», проведенная 19 сентября 2018 года. На ней была представлена последняя редакция законопроекта №8060, которая в случае принятия заработает через год. 3 октября 2018 Комитет Верховной Рады по вопросам экономической политики поддержал проект кодекса.

Что же изменилось в кодексе за полгода, и какие перспективы открываются для бизнеса и физических лиц в случае его принятия?

Кодекс претерпел структурные изменения: вместо двух книг в финальной редакции имеем четыре, но наиболее важным достижением авторы считают согласованность позиции относительно болезненного вопроса — банкротства физических лиц.

Банкротству физических лиц быть

Учтено одно из основных требований банкиров: открыть дело о банкротстве можно только по заявлению должника. При этом поводом для банкротства может быть как наличие долгов в размере не меньше 300 минимальных заработных плат, так угроза неплатежеспособности, когда очевидно, что в ближайшее время платить по счетам не удастся.

В деле о банкротстве будет оцениваться имущественное состояние должника за три последних года, а также информация об имуществе, расходах и доходах членов его семьи, если они превышают 300 минимальных заработных плат. При этом, подача неправдивой информации может поставить крест на идее избавиться от долгов путем банкротства.

Кодекс дает возможность провести в течение пяти лет реструктуризацию долгов, хотя и устанавливает исключения в виде платежей по алиментам, возмещению вреда здоровью, страховым взносам.

Если реструктуризация долгов невозможна, суд может признать должника банкротом и запустить процедуру погашения долгов, целью которой является реализация имущества должника и возврат долгов кредиторам.

Определено, что иммунитет при реализации имеет единственное жилье семьи должника (квартира не больше 60 кв. метров или дом не более 120 кв. м).

Однако за все нужно платить, поэтому в течение пяти лет гражданин обязан письменно сообщать о факте банкротства перед заключением кредитных договоров, договоров поруки, займа, что может негативно повлиять на решение о выдаче займа. А три года — его деловая репутация не будет считаться безупречной.

Увеличен период для признания сделок недействительными

Банкротство по-украински — банкротство компании, активы которой уже подчищены. Как правило, более чем за год до планируемой процедуры ценные активы выведены, сотрудники уволены, поставлен номинальный директор, который несет все возможные риски.

Такая практика обусловлена тем, что действующее законодательство давало право вернуть незаконно выведенные активы по договорам, которые заключены в течение одного года до банкротства. Нововведением стало увеличение «подозрительного периода» до 3 лет, что открывает бОльшие возможности для возврата активов, за счет которых могут быть погашены требования кредиторов.

Электронные торги по продаже имущества должника

Идея проведения электронных торгов была позитивно воспринята общественностью, свою эффективность уже доказали CETAM и PROZORRO. Хотя финальная версия не дает четкого понимания, какая из площадок будет продавать имущество должника, процедура электронных торгов значительно уменьшит злоупотребления со стороны всех участников аукциона.

Перспективы для арбитражных управляющих туманны

Коррупционная составляющая в делах о банкротстве зачастую объясняется низким уровнем вознаграждения для арбитражных управляющих. Действительно, две минимальные заработные платы (примерно 7500 грн.) за месяц за ведение одного дела не покрывают даже базовых затрат на офис и ведение дела, а если учесть, что около 50% от этой суммы уходит на налоги, имеем низко мотивированных специалистов, которые ищут любые возможности подзаработать.

Финальная версия кодекса незначительно улучшила финансовое положение арбитражных управляющих, подняв минимальный размер вознаграждения до трех размеров минимальной заработной платы за месяц (примерно 12 000 грн.). Сомнения относительно изменения ситуации обоснованы.

Подводя итог, новое законодательство прогрессивно и крайне необходимо. Хочется верить, что октябрь 2018 года даст мощный толчок для инвестирования в Украину.

 

Опубліковано на DELO.ua