Вячеслав Зёма
Руководитель практики уголовного процесса и защиты бизнеса Юридической компании «NOBILI»
Экстрадиция в Украине, или кого не выдают!
Экстрадиция — это выдача лица государству, компетентными органами которой это лицо разыскивается для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора. Этому посвящена глава 44 Уголовно-процессуального кодекса Украины.
Экстрадиция включает следующие этапы:
— официальное обращение об установлении места пребывания на территории запрашиваемого государства лица, которое необходимо выдать, и выдачу такого лица;
— проверку обстоятельств, которые могут препятствовать выдаче;
— принятие решения по запросу;
— фактическую передачу такого лица под юрисдикцию Государства.
В этой статье рассмотрим исключительно вопросы относительно случаев, когда отказывается в выдаче лица иностранному государству.
Эти ограничения изложенные в части 1 и 2 статьи 589 УПК Украины, которая предусматривает, что в выдаче лица иностранному государству отказывается в случае, если:
1) лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, в соответствии с законами Украины на время принятия решения о выдаче (экстрадиции) является гражданином Украины
2) преступление, за которое запрошена выдача, не предусматривает наказания в виде лишения свободы по закону Украины;
3) закончились предусмотренные законом Украины сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности или исполнения приговора за преступление, за которое запрошена выдача;
4) компетентный орган иностранного государства не предоставил по требованию центрального органа Украины дополнительных материалов или данных, без которых невозможно принятие решения по запросу о выдаче (экстрадиции)
5) выдача лица (экстрадиция) противоречит обязательствам Украины по международным договорам Украины;
) Есть обоснованные основания полагать, что выдача лица (экстрадиция) противоречит интересам национальной безопасности Украины;
6) имеются другие основания, предусмотренные международным договором Украины.
В отношении граждан Украины — это понятная позиция, потому что своих граждан мы не выдаем. Указанные 2-3 пункт исключают экстрадиции из-за отсутствия соответствующего преступления в национальном законодательстве, или истек его сроков давности. 4 пункт — это фактически о возможных недоразумений с государством, которая пригласила о выдаче. И в большинстве случаев они не зависят от действий же лица, или действий защиты такого лица.
А часть 2 ст.589 УПК Украины заслуживает нашего внимания, поскольку она устанавливает, что лицо, которому предоставлен статус беженца, статус лица, нуждающегося в дополнительной защите, или ей предоставлена временная защита в Украине, не может быть выдана государстве, беженцем из которой она признана, а также иностранному государству, где его здоровью, жизни или свободе угрожает опасность по признакам расы, вероисповедания (религии), национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, кроме случаев, предусмотренных международным договором Украина.
Эта же норма дополняется положениями части 4 ст.590 УПК Украины — решение о выдаче лица (экстрадиции) не может быть принято, если такое лицо подало заявление о признании ее беженцем или лицом, нуждается в дополнительной защите, или воспользовалась соответствии с законодательством правом на обжалование решение по указанным статусов, до окончательного рассмотрения заявления, в порядке, установленном законодательством Украины. Информация о представлении лицом указанных заявлений или обжалования соответствующих решений не предоставляется иностранному государству, что запрос.
То есть с момента обращения с заявлением о признании беженцем или признания лицом, нуждается в дополнительной защите, или признание лицом, которое нуждается временной защиты — лицо уже находится под защитой нашего государства. И даже в течение рассмотрения этого заявления и даже при обжаловании отказа предоставлении такого статуса.
Этому предшествовало то, что Украина в 2002 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протокола 1967 года.
В соответствии с Законом Украины «О беженцах и лицах, нуждающихся в дополнительной или временной защите» от 08.07.2011 № 3671-VI (далее — Закон) Украины предоставляет защиту иностранным гражданам и лицам без гражданства, его ищут на ее территории, путем:
- признании беженцем;
- признание лицом, нуждается в дополнительной защите;
- признание лицами, нуждающимися временной защиты.
Согласно положениям Закона беженцем может быть признано лицо, которое не является гражданином Украины и которая вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, национальности, гражданства (подданства), принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться этой защитой вследствие таких опасений, или, не имея гражданства (подданства) и находясь вне страны своего прежнего постоянного проживания, не может или не желает вернуться в нее вследствие указанных опасений.
Лицо, требующее дополнительной защиты — лицо, которое не является беженцем в соответствии с Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протокола о статусе беженцев 1967 и вышеупомянутого Закона, но нуждается в защите, поскольку такое лицо вынуждена была прибыть в Украину или остаться в Украине вследствие угрозы ее жизни, безопасности или свободе в стране происхождения из-за опасений применения относительно нее смертной казни или исполнения приговора о смертной казни или пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания или общераспространенного насилия в ситуациях международного или внутреннего вооруженного конфликта или систематического нарушения прав человека и не может или не желает вернуться в такую страну вследствие указанных опасений.
Лица, нуждающиеся временной защиты — иностранцы и лица без гражданства, которые массово вынуждены искать защиты в Украине в результате внешней агрессии, иностранной оккупации, гражданской войны, столкновений на этнической основе, природных или техногенных катастроф или других событий, нарушающих общественный порядок в определенной части или на всей территории страны происхождения.
В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин может обратиться с заявлением о признании беженцем в соответствующий орган миграционной службы.
Фактически приведенные нормы законодательства Украины является внедрением международных норм:
Согласно Европейской конвенции о выдаче (1957 гг.) В выдаче может быть отказано: 1) если правонарушение по законодательству запрашиваемого государства считается совершенным полностью или частично на ее территории или в месте, которое рассматривается как ее территория (ст. 7); 2) если компетентные органы запрашиваемого государства преследуют человека в связи с правонарушением (правонарушениями), за которое требуется выдача (ст. 8); 3) через соблюдение правила non bis in idem (нельзя дважды за одно и то же) — выдача не осуществляется, если компетентные органы запрашиваемой стороны провозгласили окончательное решение о соответствующего лица в связи с правонарушением, за которое требуется выдача. В выдаче может быть отказано, если компетентные органы запрашиваемой стороны приняли решение или не нарушать или прекратить преследования в связи с тем же правонарушением (ст. 9); 4) через обязательство не осуществлять выдачу, если лицо, выдача которого запрашивается, по состоянию здоровья не может быть выдана без вреда ее здоровью (Закон Украины «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, 1957 год, Дополнительного протокола 1975 года и Второго дополнительного протокола 1978 года к Конвенции «от 16 января 1998). В выдаче также может быть отказано, если есть угроза применения смертной казни; угроза пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания.
Понятно, что это вовсе не гарантирует, что в действительно виновного лица не применят процедуру экстрадиции. Потому что каждый случай и каждое заявление о получении статуса беженцев тщательно изучается и проверяется работниками ГТС Украины и имеет существенные особенности и юридические тонкости. Но в случае, если граждане другой страны действительно преследуется, например из-за политической или общественной деятельности — то эта норма и приведены алгоритмы действий могут помочь им избежать такого преследования.