Автор: Арбитражная управляющая, Управляющая партнерша Юридической компании «Nobili» Тищенко Наталия
Ресурс: «Банкротство и ликвидация»
Нужно ли откладывать вступление в силу Кодекса из процедур банкротства? Свое мнение по этому вопросу в комментарии информационному порталу «Банкротство & Ликвидация» выразила Управляющая партнерша Юридической компании «Nobili» Наталья Тищенко.
По Вашему мнению, стоит переносить введение в действие Кодекса?
Украина взяла курс на улучшение инвестиционного климата. Для инвестиций нужны гарантии. Банкротство является одним из важных инструментов, благодаря которому кредитор может получить погашение своих требований за счет имущества должника. Банкротное законодательство никогда не было идеальным, всегда разрабатывались погрешности без учета мнения профессионального сообщества. Оно уже давно требует глобальных изменений. По моему мнению, отсрочка вступления Кодекса из процедур банкротства приведет к более значащим потерям, чем своевременное вступления в силу. У меня нет дела, которое продолжалась бы менее 4 лет. Потому что стороны злоупотребляют своими правами по обжалованию решений, когда требуется мораторий. Потому что невозможно сократить сроки и затраты на содержание залогового имущества за счет передачи залоговому кредитору на баланс при очень низкой покупательной способности. Потому что толком не выписан порядок санации. Потому что до сих пор банкротстве используется для завладения чужого имуществом и тянется шлейф уголовных дел. Потому что субсидиарная и солидарная ответственность не работает, что позволяет использовать банкротство для неуплаты богов, в том числе государственных, для вывода активов и тому подобное. Потому что арбитражный управляющий — это есть «неизвестный зверь» для органов и для социума, который должен работать даром и нести довольно большие риски.
Готова ли Украина и профессиональное сообщество к тому, чтобы Кодекс заработал в октябре этого года?
Я считаю, что Украина давно готова к введению Кодекса в действие, учитывая новую процедуру банкротства физических лиц. Представьте, сколько людей сейчас не устроены официально и получают кэш, сколько выходят на улицы грабить. Только потому, что не могут рассчитаться с долгами. Малому и среднему бизнесу нужна доступность к процедуре банкротства. Я не исключаю, что снятие барьеров для открытия производства по делу пригодится и мошенникам. Но при этом, когда каждый предприниматель будет размытым, что дажесамый маленький долг нужно отдавать, это повысит культуру взаиморасчетов.
По моему мнению, профессиональное сообщество ожидала изменений и готово к их имплантации. Прежде всего, со вступлением Кодекса во многих арбитражных управляющих появится работа. Сейчас на рынке работают только те, кто может за счет кросс-продаж других услуг обеспечить так называемые лицензионные условия и не имеет немедленной потребности в денежных средствах.
Да, существует множество проблем. Невнесение изменения и не приведены в соответствие с Кодексом законодательные акты. Но никто не мешает депутатам сделать это достаточно быстро. Первой раз в истории банкротства законотворчество происходила с участием профессионального сообщества. Было разработано более 1300 поправок, большинство из которых были отклонены ВР. Они уже могли стать основой для внесения изменений в Кодекс вместо законопроектов о переносе сроков.
Кому и почему выгодно отсрочки введения в действие Кодекса?
Основной непопулярной политической нормой Кодекса при его длинном непринятии было введение процедуры банкротства физических лиц. Сейчас я не вижу каких-то политических мотивов. Это банальное нежелание новой власти разобраться в этом однозначно нелегком вопросе. Напротив, отсрочка Кодекса приведет к новым жарких дискуссий и с 2020 года он не заработает. Это ставить под сомнение получение Украиной донорских средств, выделенных именно на совершенствование процедуры банкротства.