В качестве «документа недели» на этот раз мы выбрали Положение о системе подготовки и переподготовки лиц, имеющих намерение осуществлять деятельность арбитражного управляющего, в виду его особой актуальности вместе со вступившей силу новой редакцией Закона о банкротстве.
Одним из наиболее обсуждаемых и дискуссионных правовых вопросов последних дней является вступление в силу новой редакции Закона о банкротстве (далее — Закон), который предусматривает полную «трансформацию» правового статуса арбитражного управляющего.
Согласно изменениям, со дня вступления в силу Закона (19 января 2013 г.) арбитражный управляющий становится субъектом независимой профессиональной деятельности. При этом, кроме нового статуса, новые требования устанавливаться также и для системы подготовки и переподготовки лиц, имеющих намерение осуществлять деятельность арбитражного управляющего.
В частности, Минюст приказом от 27.12.2012 г. № 1973/5 (далее — приказ № 1973/5) указывает на новые особенности повышения квалификации арбитражных управляющих (смотрите материал ЮРЛИГИ «Как арбитражные управляющие будут повышать квалификацию?»). В данном правовом обзоре вместе с экспертом рассмотрим более детально положения этого документа с учетом прогноза их реализации на практике.
Отметим, что указанные документы на сегодняшний день вызывают множество вопросов не только у самих юристов и арбитражных управляющих, но и представителей бизнес-среды, интересы которой они затрагивают.
Напомним, что в соответствии со ст. 97 новой редакции Закона арбитражным управляющим может стать гражданин Украины, имеющий полное высшее юридическое или экономическое образование, стаж работы по специальности не менее трех лет или одного года на руководящих должностях, прошедший обучение и стажировку в течение 6 месяцев, владеющих государственным языком и сдавший квалификационный экзамен.
При этом приказ № 1973/5 подразумевает, что подготовка лиц, которые намерены осуществлять деятельность арбитражного управляющего, состоит из двух этапов — обучения и стажировки. Срок проведения курсов составляет не менее 1 календарного месяца, а срок стажировки — не менее 6 месяцев.
Отметим, что обучение арбитражных управляющих, согласно приказу № 1973/5, заключается в прохождении курсов, организованных на базе Учебных заведений, перечень которых утверждается Минюстом. При этом ознакомиться с подобным перечнем учебных заведений на сайте Минюста или в базе действующего законодательства нам пока не удалось.
Обучение арбитражных управляющих, согласно приказу № 1973/5, заключается в прохождении курсов, организованных на базе Учебных заведений, перечень которых утверждается Минюстом
Впрочем, Закон не только повышает требования к лицам, которые намерены осуществлять деятельность арбитражного управляющего, но и обязывает в установленном порядке оформить замену полученных до начала действия закона лицензий на свидетельства об осуществлении деятельности арбитражного управляющего. В связи с этим, лицензии на право осуществления деятельности арбитражного управляющего уже утратили силу. Замену документов в течении 6 месяцев будут бесплатно менять лицензии арбитражных управляющих. С момента вступления в силу Закона, Минюст, как госорган по вопросам банкротства, обязан начать выдачу свидетельств о праве осуществления деятельности арбитражного управляющего.
Кроме того, положения нормативного акта указывают на необходимость повышения квалификации арбитражными управляющими, которые получили свидетельства с указанием срока их действия — должны повысить квалификацию в 2013 году, а без указания срока их действия — в 2014 г. Также Закон предусматривает, что арбитражный управляющий должен раз в 2 года повышать квалификацию в форме краткосрочного повышения квалификации путем участия в семинаре по вопросам банкротства и восстановления платежеспособности.
Из всего вышеизложеного, возникает вопрос: Какие трудности возможны в процедуре обучения и стажировки арбитражного управляющего в связи с применением на практике норм приказа № 1973/5? И чего ждать от применения на практике норм Положения уже действующим и будущим арбитражным управляющем? Своим мнением на этот счет с нами поделалась ведущий юрист ЮК «Нобили» Елена Фомина. Так, юрист отмечает, что больше всего вопросов на данный момент у нее вызывает тематика практических моментов прохождения стажировки. Ссылаясь на норму закона, лицо, желающее пройти стажировку, по заявлению получает от Управления юстиции информацию о кандидатурах руководителей стажировки. При этом стать руководителем стажировки может не каждый (уже действующий — прим. авт.) арбитражный управляющий, а лишь тот, на чьем счету не менее 15 дел о банкротстве, не менее 3 лет стажа и разносторонняя практика. Как именно будут производиться подсчеты веденных дел и оценка практики арбитражного управляющего (например, наличие заключенных мировых соглашений и исполнения плана санации) — пока не совсем понятно.
Случай из практики. В случае, если руководители стажировки, кандидатуры которых были предоставлены Управлением юстиции, отказываются принимать участие в стажировке, Главное управление юстиции назначает руководителя стажировки самостоятельно.
Тут много неясностей вызывает формулировка «отказываются принимать участие в стажировке», с учетом того, сколько времени для будущего кандидата займет процедура переутверждения руководителя стажировки и т.д.
Открытым остается вопрос компенсации временных и материальных затрат руководителей стажировки, а также возможность отказа от стажера, направленного Главным управлением юстиции Украины. Ведь «насильно мил не будешь», очевидно, что качество стажировки, проводимой арбитражным управляющим, не желающим обучать стажера, будет невысоко. Вероятно, что стажеру необходимо самостоятельно заинтересовывать руководителя стажировки в собственном обучении.
С момента вступления в силу Закона, Минюст, как госорган по вопросам банкротства, обязан начать выдачу свидетельств о праве осуществления деятельности арбитражного управляющего
По результатам стажировки руководителем составляется отзыв, экземпляр которого направляется в Квалификационную комиссию арбитражных управляющих. В соответствии с Законом экзамен проводится путем автоматизированного анонимного тестирования. Правда, кто будет разрабатывать вопросы к такому тестированию тоже пока неясно.
Важно!!! Повышение квалификации организовывается и проводится утвержденными Учебными заведениями, или Всеукраинскими саморегулирующимися организациями арбитражных управляющих (СРО). Остается открытым вопрос стоимости повышения квалификации арбитражными управляющими и возможность пройти такое обучение на базе СРО, членом которой является арбитражный управляющий. Законодательно уставленная необходимость повышения квалификации является дополнительным стимулом для членства в СРО. Такая формулировка об фактически обязательном членстве СРО может вызвать негодование среди действующих арбитражных управляющих, которые не желают входить с состав какой либо тематической организации. Такой подход к принудительному членству может спровоцировать негативные последствия. Кроме того, пока также не разработано никаких надлежащих документов относительно обязательных требований и правового статуса таких организаций. Вопрос о том, будет ли Минюст контролировать деятельность такой ВСРО тоже остается пока открытым.
Елена Фомина отмечает: «хочется верить, что нововведения оправдают свою цель и позволят поднять уровень их компетентности и повысить престиж профессии».
Подытоживая все вышеуказанные положения и факты, обозначим, что возможно в скором времени Минюст предоставит разъяснения относительно основных проблемных вопросов процедуры подготовки и переподготовки лиц, имеющих намерение осуществлять деятельность арбитражного управляющего.