Реєструвати своє місцезнаходження повинні не всі

22/05/2012

17 мая ВР приняла Закон об изменениях относительно регистрации места жительства и места пребывания физлиц, который вызвал неоднозначную реакцию общества, поскольку большинство СМИ ошибочно протрактовало некоторые нормы. ЮРЛИГА уточнила, о чем именно идет речь в Законе.

Законом, принятым на основе законопроекта №9289, вносятся изменения в Закон «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине». В новой редакции изложены статьи 6 – 8 Закона, предусматривающие порядок регистрации и снятия с регистрации места проживания лица, а также регистрацию места пребывания. В соответствии с принятым Законом, регистрация места проживания или места пребывания лица – это внесение сведений о месте жительства или месте пребывания, с указанием адреса одного жилья лица или адреса специализированного социального учреждения, учреждения социального обслуживания и социальной защиты, воинской части в определенные законом документы и в регистрационный учет места жительства и места пребывания лиц в Украине. Особое внимание общественности привлекла новая редакция статьи 8 «Регистрация места пребывания лица», согласно которой зарегистрировать свое место пребывания обязаны лица, которые находятся более 1 месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, и имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на военную службу и не имеют отсрочки, или принимают участие в судебном процессе. Однако, следует отметить, что похожая норма о регистрации места пребывания указанных категорий лиц уже содержалась в действующем Законе, только в другой статье. Так, в соответствии с действующей не первый год редакцией статьи 6 Закона, обязаны зарегистрировать место пребывания «лица, которые находятся более одного месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, и которые имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по решению суда, или призываются на действительную военную службу и не имеют отсрочки, или участвуют в судебном процессе в любом качестве». Таким образом, можно увидеть, что вышеуказанные категории граждан и раньше должны были регистрировать свое место пребывания. И, безусловно, законом не предусмотрено, что регистрировать свое место пребывание должны все граждане, покинувшие на 1 месяц свое место жительства. Из нововведений – предусматривается необходимость регистрации новорожденного его родителями в течение месяца со дня государственной регистрации рождения. Также Законом разрешено лично подавать заявления для регистрации места жительства лицам, достигшим 14-летнего возраста (ранее законодательством предусматривалась, что лично подают заявление «дети от 15 до 18 лет»). Регистрация места жительства теперь осуществляется в день предоставления лицом документов.

Управляющий партнер ЮК «НОБИЛИ» Наталия Тищенко считает, что принятие данного Закона противоречит самой идее свободного передвижения и свободном выборе места жительства в Украине.

«Введение нормы о необходимости регистрации места жительства новорожденного ребенка в течение одного месяца со дня государственной регистрации его рождения направлено, по моему мнению, на обеспечение интересов коммунальных служб и противоречит интересам матери и ребенка. Законодателем не учитываются случаи, в которых состояние матери или ребенка после тяжелых родов не позволяет в течение нескольких месяцев покинуть медицинское учреждение. Если медицинское учреждение находится за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрированы родители, они становятся заложниками ситуации, в которой необходимо выбирать между соблюдением Закона или здоровьем ребенка, – рассказала Н.Тищенко ЮРЛИГЕ.

В соответствии со ст. 6 Закона необходимым документом для осуществления регистрации является документ, подтверждающий право на проживание в жилище. Возникает вопрос относительно правовых оснований на проживание в жилище граждан, не являющихся близкими родственниками. Неужели противоправным считается проживание любимой девушки, зарегистрированной в другой административно-территориальной единице, у своего потенциального спутника жизни? Или данный Закон исключает возможность парных отношений между людьми, зарегистрированных в разных уголках Украины?

Согласно ст.11-1 Закона, одним из источников первичного наполнения регистрационного учета места проживания и места пребывания лиц в Украине является часть базы данных Государственного реестра избирателей. Учитывая собственный опыт участия в избирательном процессе, могу заверить, что данные Государственного реестра избирателей разительно отличаются от реальной ситуации, что может привести к очередному хаосу.

Законом не определен способ контроля за перемещением граждан по территории Украины, а также органы, осуществляющие такой контроль. К примеру, молодая мать с ребенком уезжает на лето в Крым, каким образом и на каком основании она должна выполнить требования Закона.

Одним из условий обязательной регистраций места пребывания для лиц, которые находятся более одного месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их местожительство, является участие в судебном процессе. При этом, термин «участие в судебном процессе» не определен. Под данную категорию может попасть, к примеру, арбитражный управляющий, который «принимает участие в судебном процессе».

Матеріал опубліковано на сайті ЮрЛіга 22 травня 2012 року