Передача прав управління бізнесом іншій компанії: перспективи законопроекту

9 апреля 2012 года в ВР был зарегистрирован законопроект № 10312, которым предлагается предоставить право юрлицам передавать полномочия исполнительного органа другому юрлицу, действующему как управляющая компания. По инициативе ЮРЛИГИ эксперты проанализировали возможные последствия данного проекта.

АНАЛИТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ

В Украине юрлица смогут быть назначены директорами других юридических лиц – в случае принятия проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно исполнительных органов юридических лиц)», которым предусматривается передача функций исполнительных органов юридических лиц другим юридическим лицам. По сути, предлагается установить правила передачи управления бизнесом другой компании для повышения эффективности управления, предупреждения возникновения корпоративных конфликтов и централизации управления группой взаимосвязанных предприятий. Правоотношения между подконтрольной и управляющей компаниями, в таком случае, будут регулироваться гражданско-правовым договором. Такая практика существует на Западе, но нова для Украины.

 

По мнению Елены Фоминой, некоторые нормы вызывают особые опасения и подлежат изменению. Так, в соответствии с проектом, подчиненным предприятием может быть любое юридическое лицо или объединение юридических лиц. Но передача полномочий исполнительного органа предприятий государственной или коммунальной формы собственности негосударственному юрлицу может привести к нарушению прав государства или территориальной громады вследствие неправомерного отчуждения активов такого предприятия.

Также проектом предполагается заключение договора о передаче полномочий исполнительного органа юридического лица в письменной форме. Но простой письменной формы недостаточно для регламентации правоотношений между управляющим и подчиненным предприятиями и защиты интересов контрагентов подчиненного предприятия. Например, может возникнуть соблазн заключить договор о передаче полномочий задним числом во избежание ответственности руководящих органов предприятия, либо изменить условия такого договора и т.п., объяснила Е.Фомина, предложив введение государственной регистрации договоров либо создание другого механизма, с помощью которого информация о заключении такого договора будет общедоступной. Кроме того, следует обратить внимание на налоговые аспекты. Как рассказала Анна Зоря, в странах, где применяется подобная схема работы, налоговые органы достаточно часто пытаются оспорить право подконтрольной компании на включение платы за подобные услуги в расходы, обосновывая это тем, что привлечение управляющей компании в данной конкретной ситуации экономически необоснованно и нецелесообразно. Особенно, если получаемая выгода от такого управления значительно ниже размера платы за такие услуги. Кроме того, как дополнительный аргумент, налоговые органы используют ненадлежащее документирование компаниями оказанных услуг, а именно отсутствие конкретики в перечне тех услуг, которые оказаны. Возможно, стоит непосредственно урегулировать данный вопрос, внеся изменения в налоговое законодательство.

Коментар опубліковано на сайті ЮрЛіга 14 травня 2012 року