Торговые марки и их виды

Адвокат, старший юрист Юридической компании «NOBILI»
Меше Олексей

 

Торговые марки и их виды

Каждый владелец большого или малого бизнеса желает, чтобы его товар был уникальным и отличался от других. Это правило касается не только товаров, но и услуг.

Такую уникальность товарам и услугам дает торговая марка (trademark, знак для товаров и услуг), которые используют для уникальности товаров и услуг.

Торговая марка является средством индивидуализации товаров и услуг, участников хозяйственного оборота, является объектом права интеллектуальной собственности. Также торговую марку иногда относят к праву промышленной собственности.

В соответствии со статьей 492 Гражданского кодекса Украины, торговой маркой может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров (услуг), производимых (предоставляемых) одним лицом, от товаров (услуг), производимых (предоставляемых) другими лицами.

Такими обозначениями могут быть, в частности, слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов.

В соответствии со статьей 494 вышеуказанного кодекса, приобретения права интеллектуальной собственности на торговую марку удостоверяется свидетельством. Условия и порядок выдачи свидетельства устанавливаются законом.

Таким законом в Украине является Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг». Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с приобретением и реализацией права собственности на знаки для товаров и услуг в Украине.

По своему виду и содержанию торговые марки можно условно разделить на три типа:

  1. Словесные. Словесными торговыми марками являются оригинальные слова, названия. Хорошо запоминаются, легко различимы, удобные для рекламы.

Слова, послужившие основой для торговых марок, могут быть вымышленными и существующими в языке. Темой словесных торговых марок могут быть астрономические названия, имена собственные, имена исторических личностей. Существует также группа торговых марок, которая состоит из названий профессий, географических названий.

Словесная торговая марка получает все большее применение, что объясняется значительными преимуществами обозначений этого рода и возможности регистрации и использования доменного имени.

  1. Графические. Графическая торговая марка — рисунки на различные темы: различные орнаменты, символы, изображения животных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов.

Изобразительные товарные знаки могут включать не только изображения предметов, но и слова в особой форме. Иногда бывает трудно провести четкое разграничение между словесными знаками и графическими знаками, поскольку такие марки могут содержать рисованные, оригинальные шрифты.

  1. Комбинированные. Комбинированная торговая марка — содержит в себе графические и буквенные элементы. Композиция комбинированной торговой марки может быть сочетанием: рисунка и слова; рисунка и букв; рисунка и цифр; слов и букв; букв и цифр и многое другое.

Охрана на товарный знак начинает действовать с момента подачи заявки о его регистрации.