Тищенко Наталия
Арбитражная управляющая,
управляющий партнер
Юридической компании «Nobili»
«Мы находимся в начале новой эры платежных отношений между кредиторами и заемщиками»
-Новый кодекс из процедур банкротства называют прокредиторским. Оправдан ли такой дисбаланс?
-В этом вопросе я на стороне банков. Кредитор дает деньги, и если должник не выполнил свои обязательства, у кредитора должны быть возможности вернуть свое.
Кодекс из процедур банкротства достаточно прогрессивный инструмент, прежде всего для кредиторов. Представители банковского сектора участвовали в его разработке и внесли достаточное количество предложений, направленных на противодействие недобросовестным заемщикам.
Единственное, что сейчас смущает профессиональное сообщество — возможность кредиторов в любой момент изменить арбитражного управляющего. В этом усматриваются достаточно существенные коррупционные риски. Сейчас готовятся изменения в законодательство — следует четко выписать, что именно должна возбудить арбитражный управляющий, чтобы его можно было заменить. Иначе будем иметь ситуации, когда одному кредитору арбитражный управляющий выгодный, другому — нет. Это затягивать процедуру, могут возникнуть вопросы с оплатой, ответственностью за предприятие — вследствие частой смены арбитражных управляющих предприятие фактически остается бесхозным.
Как вы оцениваете новый кодекс с точки зрения практически применения его положений?
-Пока что преждевременно говорить о практике применения положений кодекса, но, по моему убеждению, мы находимся в начале новой эры упорядочение платежных отношений между кредитором и заемщиком. Известная фраза «боры возвращают только трусы» уходит в прошлое.
Какие важнейшие изменения для участия участников процедуры банкротства?
-Среди положений, которые помогают как банкам, так и арбитражным управляющим, следует отметить упрощение передачи залогового имущества на баланс обеспеченного кредитора по истечении 170 дней моратория. Это существенно упрощает и ускоряет процедуру банкротства, а также уменьшает расходы.
Активно используется норма, которая дает возможность арбитражному управляющему опротестоваты и признавать незаконными сделки должника за три года, предшествующие банкротству (ранее аналогичная возможность ограничивалась одним годом). Кроме того, появилась возможность привлечения бенефициаров и топменеджмент к субсидиарной или солидарной ответственности, причем суды стоят на позициях, что иск о привлечении руководителя к ответственности является обязательным условием закрытия процедуры банкротства.
В кодексе также достаточно подробно выписано процедуры санации, направленные на восстановление платежеспособности должника. У нас в этом вопросе информационный вакуум — все говорят о банкротстве как инструмент прекращения юрлица, но восстановить нормальную работу предприятия гораздо важнее. К сожалению, далеко не все кредиторы это осознают.
Кодекс в целом направлен на повышение уровня удовлетворения требований кредиторов и на обеспечение гарантий для инвесторов в процессе взыскания. Многое зависит от арбитражного управляющего — если он приходит на предприятие только с целью продажи имущества и его ликвидации, то варианты санации в принципе не рассматриваются. Если речь идет о вознаграждении арбитражного управляющего, то предусмотрено отчисление от стоимости разысканных активов, от продажи имущества, а вот за восстановление предприятия ему, возможно, и «спасибо» не скажут.
Прогрессивные арбитражные управляющие подчеркивают, что приоритетом должна быть именно санация, «восстановленное» предприятие дает больше возможностей, в частности для кредиторов. Надеюсь, этот год станет переломным в практике банкротства.
-Каким должны быть основные действия кредиторов и арбитражного управляющего, чтобы процесс банкротства был эффективным?
-В первую очередь надо сотрудничать. Арбитражный управляющий НЕ монстр, которого следует остерегаться или пытаться ему как-то помешать выполнять свои функции. В кредиторов всегда есть возможность, если арбитражный управляющий отступает от их законных требований, инициировать его замену. Сотрудничая с арбитражным управляющим, кредиторы могут получить ощутимые преимущества. Мы в своей работе всегда подчеркиваем именно на этом. Простой пример: кредитор, несмотря на все просьбы, самостоятельно направляет документы в суд, а затем от судьи мы получаем замечания о необходимости надлежащего оформления кредиторских требований. Это, казалось бы, мелочи, но они существенно затягивают процесс.
Полную версию журнала вы можете прочитать на сайте Financial club : https://finclub.net/ua/