Интервью Наталии Тищенко для журнала Юридической газеты

Тищенко Наталия Арбитражный управляющий, Управляющий партнер Юридической компаний Nobili

Интервью Наталии Тищенко для журнала Юридической газеты

— Наталья, что Вы можете порекомендовать сделать бизнеса в нынешних обстоятельствах, чтобы не обанкротиться?

— Обанкротиться — это не всегда означает все потерять. Банкротство — это просто инструмент, который используется в развитых странах для достижения таких бизнес-целей:

высвобождение денежных средств;

признании недействительными невыгодных контрактов;

обеспечения сохранности залогового имущества должника-банкрота;

защиту от потенциальной потери контроля над бизнесом;

сохранение залогового имущества и активов бизнеса;

увеличение оборотного капитала; снижение финансовой нагрузки на бизнес; перераспределение финансовых потоков бизнеса;

прекращение аккумуляции долговых обязательств;

управление финансовыми и бизнес-рисками.

Я ставила вопрос по-другому. Что делать, чтобы максимально безболезненно пережить экономический кризис? Прежде всего, стоит отметить, что кризис еще не началась. Мы ее начнем чувствовать с началом осени. Однако уже сейчас нужно готовиться, несмотря на ограничительные меры в стране в связи с пандемией. Сейчас большинство бизнеса не получает прибыли, не может планировать свои дальнейшие действия более чем на день. Однако это лучшее время для того, чтобы пересмотреть свои подходы, переориентироваться на новые продукты, выделить лучших работников и сформировать надежные команди.Компания Nobili пережила две экономические кризисы. Имея специфическую практику, мы видели множество стратегических ошибок, которые приводили к ликвидации достаточно опытных игроков рынка. Поэтому мои рекомендации основываются на личном досвиди.Потрибно понимать, что нет такого сотрудника переживает за бизнес и видит полную картину так, как это видит владелец. Поэтому сейчас ему необходимо максимально приобщиться к контролю бизнеса. Собственноручно пересмотреть стратегические контракты, передоговориться и изменить условия, которые могут значительно повлиять на расчеты в будущем. Ежедневно просматривать и изменять планы. Пока не время амбициозных путей. По любому спорному вопросу следует максимально включать переговорные навыки. Урегулировать эти вопросы в суде затратно и не всегда эффективно для обеих сторин.Потрибно убрать сверхприбыли даже тем, у кого сейчас пиковое время продаж. Потребители все помнят. Напротив, именно в кризис следует предоставлять более лояльные условия, на которых потребитель будет переходить от только закрытого бизнеса к тому, что работает. Необходимо предоставлять рассрочку по платежам, наращивать дебиторскую задолженность. Помнить, что вам нужно кому-то продавать и у кого покупать. В общем, будьте максимально честными и открытыми. Кризис пройдет, а репутация останется!

 

— Какие действия, по Вашему мнению, точно будут ошибочными? Чего не стоит делать?

— Конечно, не стоит прятаться от проблем, пытаться обмануть кредиторов, идти на конфликты и пренебрегать законодательством.

— Какие инструменты предоставляет бизнесу Кодекс из процедур банкротства для восстановления платежеспособности? Как ими грамотно пользоваться?

— Прежде всего, Кодекс предоставляет такой инструмент как досудебная санация. Инициировать ее должник, не дожидаясь, пока кредиторы начнут наступать на пятки. Он самостоятельно разрабатывает план санации, одобряет ее с кредиторами и подает в суд только для утверждения. Таким образом все имеющиеся инструменты, предусмотренные санацией, в судебной процедуре сохраняются. Это мораторий, реструктуризация активов, рассрочка и отсрочка денежных обязательств, списание долгов, получения дополнительного финансирования, кредитов и займов, продажа активов и т.д. Процедура банкротства начинается по распоряжению имуществом, действие которой совпадает со сроком моратория, который составляет 170 дней. На практике этот срок может быть намного больше, в зависимости от величины предприятия должника, наличии спорных вопросов, согласованности действий кредиторов, нагрузки судей и квалификации арбитражного управляющего. Целью этой процедуры является установление фактов для решения реального состояния предприятия. По результатам финансового анализа арбитражного управляющего и других действий, установленных Кодексом, кредиторы принимают решение о переходе в другие процедуры — санации или ликвидации. Даже пребывание в течение определенного времени в процедуре распоряжения имуществом позволяет должнику провести все расчеты и выплатить все долги. В таком случае процедура закрывается, а предприятие работает дальше. Время, проведенное под мораторием, имеет значение и позволяет снизить нагрузку на бизнес. Даже ликвидация предприятия иногда идет на благо бизнеса. Представьте, у вас есть актив. Вы его должны охранять, вкладывать средства в сохранение, но продать его не можете по каким-то причинам. В процедуре ликвидации снимаются запреты и аресты, имущество продается. Кредиторы получают погашения своих денежных требований, а вы начинаете строить новый бизнес.

— Мораторий на погашение требований кредиторов — что это и как с этим работать?

— Мораторий — это инструмент, благодаря которому должник на время его действия освобождается от уплаты долговых обязательств, штрафные санкции перестают начисляться, приостанавливается исполнение любых решений по взысканию долгов. Часто это период тишины, который позволяет владельцам долга найти правильный выход из сложившейся ситуации.

— Какие инструменты есть для физических лиц? Например, если человек имеет несколько кредитов, но внезапно у него не окажется средств, чтобы их выплачивать? Можно ли как-то поставить эти обязательства «на стоп?»

— Однозначно, первое, что нужно делать человеку — это идти и договариваться с банком. Банки в большинстве случаев стараются идти навстречу добросовестным заемщикам, предлагая реструктуризацию, кредитные каникулы, другие алгоритмы погашения задолженности. Если с банком не удается договориться, то нужно понять, есть достаточно оснований для обращения в суд с заявлением об открытии производства по делу о неплатежеспособности и посчитать математику по эффективности затрат. Поставить обязательства «на стоп» можно после введения моратория, который начинает действовать после открытия дела .

— Учитывая определенную зарегулированность КСПБ в вопросах банкротства физлиц, реально, чтобы человек прошел этот путь без юриста, на которого у нее нет средств?

— Процедура банкротства физических лиц — новая и неизвестная даже для арбитражных управляющих. Мы делаем предположение, учитывая опыт, приобретенный в банкротстве юридических лиц. Конечно, простой человека трудно ориентироваться в том, в чем еще не совсем ориентируются профессионалы. Однако я думаю, что когда будет больше практики, то появятся стандартные подходе. Вскоре простой человек сможет легко проходить этот процесс. Кроме того, задача арбитражных управляющих — от начала завоевать доверие людей в процедурах банкротства. Это важно для целостного восприятия процедуры, упрощение ее проведения и достижения максимального результату.

— По опыту прежних кризисов, как юристы самом деле могут помочь бизнесу? Какова роль адвоката в процедурах банкротства?

— Для успешного сотрудничества между адвокатом и клиентом должно существовать доверие. Адвокат является той ключевой фигурой, которой доверяет руководитель или владелец бизнеса. Именно от настроения адвоката, его желание и мотивации разобраться с возможностями такого инструмента как банкротство, настройки на сотрудничество с арбитражным управляющим и другими участниками дела, зависит, будет отвечать результат ожиданиям владельца бизнеса. В условиях кризиса будут востребованы адвокаты, максимально будут использовать переговорные навыки для уменьшения затрат своих клиентов на судебные процессы, которые являются профессионалами в узких сферах права для качественного предварительного анализа будущих дел.

— Как можно сбалансировать интересы должников и кредиторов в условиях кризиса таким образом, чтобы все остались на плаву?

— Баланс может быть достигнут только при условии понимания каждой стороной интересов другой и в случае согласованных действий навстречу друг другу. Любые спорные вопросы, которые выходят за пределы переговоров, потребует дополнительных ресурсов как для кредитора, так и для должника.

— В каких ситуациях банкротство и ликвидация — это выход? Можно ли после этого построить новый бизнес?

— Ликвидация — это также инструмент, который применяется в бизнесе, когда есть потребность высвободить и избавиться неликвидных активов, максимально рассчитавшись с кредиторами. Ликвидация в банкротстве — это единственный законный инструмент выхода из рынка предприятия по долговым обязательствам. Прежде всего, она позволяет сохранить репутацию владельца. Большинство владельцев, которые прошли банкротство своих предприятий, успешно открывают новый бизнес, используя прошлый опыт.

— Поделитесь секретом, как не поддаться панике, думать здраво и не наделать лишних ошибок? Как Вы преодолеваете стресс?

— В любой стрессовой ситуации я переворачиваюсь с ног на голову. Я не шучу! Это мой способ включить голову в стрессовых ситуациях. Важно остановиться и подумать. Выход есть всегда. Однако возможность его найти появляется только в спокойном состоянии. Если у человека нет своих задач, она будет идти чужим путем, вовлекаясь в исполнение чужих планов, подвергаться воздействию чужих эмоций. На тех, кто знает, куда идет, паника не действует.

 

Ссылка на первоисточник: https://yur-gazeta.com/interview/kriza-mine-a-reputaciya-zalishitsya.html